Обращаясь за медицинской помощью, каждый гражданин рассчитывает на своевременное, полноценное и квалифицированное ее оказание. Наличие полиса дает человеку возможность обращаться в медучреждения вне зависимости от места прописки. Кроме того, любой человек имеет право на получение бесплатной неотложной помощи.
К сожалению, нередко при посещении больницы приходится сталкиваться с халатностью медперсонала или нежеланием бескорыстно выполнять свои прямые обязанности.
Под правами пациента понимают специфические права, которые возникают у человека при обращении в медицинское учреждение.
Права пациентов медучреждений подразделяются на два вида:
- Социальные права пациента связаны с обязательствами, выполняемыми государством и конкретным медучреждением.
- Индивидуальные права пациента включают неотделимые от личности пациента права: на уважительное отношение при прохождении осмотра и лечения, на получение полного объема информации о диагнозе и перспективах, на соблюдение врачебной тайны и т.д.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
- нарушение неотъемлемого права человека на получение качественной помощи в необходимом объеме;
- отказ принимать пациента и оказывать ему помощь;
- низкое качество и неполный объем медпомощи, не повлекшие за собой причинения вреда здоровью больного;
- низкое качество и неполный объем медпомощи, если это привело к тяжелым для здоровья пациента последствиям или летальному исходу;
- использование опасных методов и препаратов при наличии более щадящих средств;
- требование оплаты услуг, по закону предоставляемых гражданам бесплатно;
- злоупотребление служебным положением со стороны медперсонала;
- нарушение режима и условий предписанного курса лечения;
- нарушение врачебной тайны, а также утаивание от пациента каких-либо сведений о его диагнозе и прогнозах;
- нарушения в оформлении документации.
Из всех перечисленных нарушений, пожалуй, наиболее распространенным является отказ оказывать помощь гражданам, проживающим в другом городе и обратившимся в больницу не по месту прописки. Данные действия являются неправомерными, поскольку полис дает гражданину право на получение медпомощи в любом уголке России. Нередки в последнее время и случаи принудительного изъятия органов у пациента.
Халатность персонала приводит к неправильному установлению диагноза, что влечет за собой непродуктивное лечение. В случаях, когда вина врача в постановке неправильного диагноза доказана, его призывают к ответственности.
Виды ответственности за нарушение прав пациентов
- Уголовная ответственность: причинение смерти (ст. 109 УК РФ) или тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ); незаконное производство абортов (ст. 123 УК РФ), помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК РФ), незаконное осуществление медицинской и фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ), незаконная выдача рецептов на приобретение психотропных или наркотических препаратов (ст. 233 УК рФ); неоказание медпомощи (ст. 124 УК РФ);
- Гражданско-правовая ответственность врача (ст. 1064 ГК);
- Административная ответственность;
- Дисциплинарная ответственность;
- Материальная ответственность врача.
Юридическая помощь по защите прав пациентов Коллегия адвокатов № 1 предоставляет квалифицированную юридическую помощь по защите прав пациентов:
- медико-правовой анализ медицинской документации пациента (историй болезни, амбулаторных карт, рецептов и т.д.) на предмет выявления фактов медицинских ошибок (врачебных ошибок), дефектов оказания медицинской помощи, неправильной постановки диагноза (ошибок в диагностике, ошибочного диагноза), врачебной халатности, медицинской халатности, халатного отношения врачей, профессиональных ошибок медицинских работников, неправильного лечения, оказания некачественной медицинской услуги, некачественной медицинской помощи, отказа в оказании медицинской помощи, хирургических ошибок, несвоевременного лечения, некачественных медицинских услуг;
- предварительная юридическая квалификация дефектов оказания медицинской помощи, юридическая квалификация врачебных ошибок (медицинских ошибок);
- юридическая экспертиза врачебных ошибок;
- организация медицинской экспертизы врачебных ошибок и дефектов оказания медицинской помощи;
- определение предмета и оснований спора в сфере медицинских услуг, постановка вопроса об ответственности врача за неправильный диагноз, неправильное лечение;
- составление искового заявления в суд о взыскании компенсации морального вреда за причинение вреда здоровью, оказание некачественной и ненадлежащей медицинской помощи;
- защита прав пациентов при некачественном оказании платных медицинских услуг, защита прав пациентов при некачественном оказании бесплатной медицинской помощи;
- составление заявления в компетентные органы;
- представление интересов пациента в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции;
- участие в рассмотрении дела судом апелляционной и кассационной инстанций.