1. Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.
2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
3. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.
4. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
5. В случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.
6. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
7. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
1. Дела об оспаривании решений административных органов по поводу привлечения к административной ответственности, как и дела о привлечении к административной ответственности, подлежат рассмотрению арбитражным судом по общему правилу в двухмесячный срок.
Иные сроки, которые отличаются по продолжительности от двухмесячного периода, могут быть установлены в федеральном законе.
Процессуальный срок, отведенный для рассмотрения дела об оспаривании решения по поводу привлечения к административной ответственности, включает в себя и стадию подготовки его к слушанию.
Последнее обстоятельство не должно огорчать участников судебного разбирательства. Как показывает судебная практика, по таким категориям дел стороны редко являются в предварительное судебное заседание, ожидают вызова в основное судебное заседание. Поэтому и подготовку дела к слушанию целесообразно проводить не в развернутом виде, как это принято по делам искового производства, а в сжатом, оставляя процессуальные сроки для возможных дополнительных подготовительных мероприятий в период слушания дела по существу.
2. Одним из самых важных процессуальных действий на стадии подготовки дела об оспаривании решения административного органа к административной ответственности является первичное надлежащее, то есть с уведомлением о вручении, извещение всех лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного разбирательства.
Для этого арбитражный суд обязан прибегнуть ко всем имеющимся в его распоряжении организационным возможностям.
Извещение по делу об оспаривании решения административного органа вызывает меньше трудностей в сравнении с извещением по делу о привлечении субъекта экономической деятельности к административной ответственности. Это объясняется тем, что заинтересованное лицо само обратилось в арбитражный суд, сообщило обо всех актуальных каналах связи с ним в целях передачи необходимой информации. С надлежащим извещением административного органа, в отличие от гражданина и даже юридического лица, изменившего место своего нахождения, как правило, проблем не возникает.
Если лица, участвующие в деле об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, извещены надлежащим образом, то их неявка с процессуальной точки зрения может быть безразлична для дальнейшего развития процесса в рамках указанного дела.
3. Однако в ряде случаев арбитражный суд вынужден признавать явку лиц, участвующих в деле об оспаривании решения административного органа по поводу привлечения к административной ответственности, обязательной.
Признав явку обязательной, арбитражный суд не может ограничиться формальными признаками их надлежащего и своевременного уведомления о слушании дела. Арбитражному суду необходимы от них дополнительные объяснения, сведения, а порой и недостающие доказательства.
Если арбитражный суд признал явку кого-либо из лиц, участвующих в деле, обязательной и вызвал этих лиц для дачи объяснений, то неявка без уважительных причин влечет наложение судебного штрафа в установленном арбитражным процессуальным законом порядке (см. комментарий к гл. 11 АПК).
Оплата штрафа не освобождает обязанное лицо от явки в заседание арбитражного суда в срок, вновь установленный для его проведения.
Процессуальный механизм наложения судебного штрафа является необходимым элементом, обеспечивающим отправление правосудия.
4. Несмотря на инициативу субъекта экономической деятельности в оспаривании решения административного органа по поводу привлечения к ответственности, обязанность доказывания законности принятого решения возлагается целиком и полностью на административный орган.
Административный орган изначально обязан действовать только на законных основаниях, реализуя возложенные на него функции. При этом понимание законности должно быть не формальным и бессодержательным, а предметным. Известно, что попытка следовать букве закона без понимания его глубокого смысла всегда приводит к принятию решения в обход закона.
При поступлении от заинтересованного лица заявления в арбитражный суд, в котором оспаривается законность и обоснованность решения, принятого административным органом, последний обязан особенно обстоятельно доказать правомерность принятого решения в связи с изложенными сомнениями.
Порядок распределения бремени доказывания, при котором обязанности возлагаются исключительно на административный орган, освобождая от этого бремени заявителя, вовсе не препятствует тому, чтобы заявитель проявлял инициативу в представлении суду необходимых доказательств по делу, обращался по этому поводу к арбитражному суду с ходатайствами об их истребовании в тех случаях, когда он не в состоянии их получить самостоятельно.
5. Если административный орган не представляет доказательства, необходимые для правильного и полного рассмотрения заявления об оспаривании решения, принятого административным органом о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд может истребовать их у этого органа по собственной инициативе, не дожидаясь ходатайства от заявителя (лица, привлеченного к административной ответственности либо потерпевшего лица).
Такой порядок, безусловно, порождает у специализированного административного органа иждивенческие настроения, которые могут привести к формированию привычки перекладывать всю работу на арбитражный суд, не задумываясь над его неоправданным переобременением.
Однако в современных условиях законодатель находит такую активность арбитражного суда необходимой для своевременного рассмотрения поступившего заявления в полном объеме.
6. Рассмотрение дел об оспаривании решения административного органа по поводу привлечения субъекта экономической деятельности к административной ответственности имеет, по сравнению с исковым производством, существенную специфику. Арбитражный суд не связан в ходе разбирательства ни предметом, ни основаниями заявленного требования.
Арбитражный суд обязан проверить наличие у административного органа, принявшего решение о привлечении к административной ответственности, наличие специального по этому поводу полномочия.
Арбитражный суд проверяет основания для привлечения заявителя к административной ответственности с точки зрения фактических обстоятельств (совершенных им действий либо противоправного бездействия).
Арбитражный суд анализирует соответствие вменяемого в вину административного проступка признакам соответствующего состава правонарушения, предусмотренного законом, проверяет правильность его правовой квалификации.
Арбитражный суд проверяет соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности с точки зрения выполнения всех установленных законодателем существенных процедур, направленных на обеспечение законности в деятельности административного органа.
Арбитражный суд проверяет сроки давности привлечения к административной ответственности как основание для освобождения от административной ответственности и наказания, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения заявленного спора.
К числу последних, в частности, следует отнести полноту записей в протоколе об административном правонарушении, соблюдение порядка фиксирования и изъятия доказательств по делу об административном правонарушении.
Нередко недостатки в собирании (обнаружении, изъятии, исследовании, проверке и оценке) доказательств носят неустранимый характер, лишающий собранную информацию доказательственной силы. Поэтому все эти вопросы имеют для арбитражного суда существенное значение.
7. Дело об оспаривании решения административного органа по поводу привлечения субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности к административной ответственности относится к делам публичного происхождения, поскольку оно связано с применением власти.
Этими обстоятельствами предопределено рассмотрение названной категории дел в полном объеме. В отличие от исковых дел, имеющих частную правовую природу, здесь арбитражный суд не вправе ограничиваться доводами сторон. Он обязан по поступившему заявлению как поводу к проверке законности и обоснованности в деятельности административного органа убедиться в правомерности либо неправомерности принятого им решения.
Сказанное не исключает возможности отказа от заявленного в арбитражный суд требования. Его принятие судом влечет прекращение производства по делу (п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК). Если заявитель отказался от части требования, то арбитражный суд продолжает проверку заявления в полном объеме.
Задайте свой вопрос