1. Решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.
2. По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
3. В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
4.1. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.11.2016 N 393-ФЗ.
4.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
5. Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
1. Поскольку в основе судопроизводства по делам о привлечении хозяйствующих субъектов к административной ответственности находится базовое исковое производство, постольку выносимое по таким делам судебное решение также подчинено общим правилам их принятия.
К числу общих правил следует отнести его оглашение именем Российской Федерации тем составом суда, который был занят рассмотрением дела в условиях соблюдения тайны совещательной комнаты.
Принимая решение, арбитражный суд обязан дать оценку объяснениям и доказательствам, собранным по делу как в части заявленного требования о привлечении к административной ответственности, так и в части возражений на него.
Общим правило является также принятие судебного решения в письменной форме, в виде отдельного судебного акта, состоящего из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей, среди которых особое значение признается за мотивами принятого решения. В них заключены гарантии подлинного правосудия.
Особенности изложения резолютивной части судебного решения по делам об административных правонарушениях связаны с тем, что здесь не упоминается об удовлетворении требований (за отсутствием таковых), содержатся сведения, отсутствующие по делам искового производства (ч. 3 ст. 206 АПК), и в обязательном порядке определяется вид, а также мера административной ответственности.
2. По результатам рассмотрения дела о привлечении субъекта экономической деятельности к административной ответственности арбитражный суд должен прийти к однозначному и безусловному выводу, а также основанному на нем решению о привлечении лица, которому инкриминируется вина в совершении административного правонарушения, к административной ответственности либо об отказе в его привлечении к административной ответственности.
Третьего варианта, а тем более промежуточных рассуждений, выводов под условиями здесь быть не может, поскольку речь идет о составлении резолютивной части судебного решения.
3. Резолютивная часть судебного решения по делу о привлечении виновного лица к административной ответственности, если заявленное требование удовлетворено, имеет и другую специфику.
В ней указываются в обязательном порядке наименование лица, привлеченного к административной ответственности, место его нахождения (жительства), сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя, правовая квалификация совершенного административного правонарушения, вид административного наказания и размер примененной санкции.
4. Для вступления в законную силу решения по делу о привлечении субъекта экономической деятельности к административной ответственности законодателем установлен десятидневный срок.
Препятствием для его вступления в законную силу по истечении указанного периода может служить апелляционная жалоба. По результатам ее рассмотрения с момента оглашения апелляционного постановления в законную силу вступает либо судебное решение, оставленное без изменения, либо само апелляционное постановление, когда судебное решение изменено либо отменено.
Законодателем предусмотрены разные возможности для обжалования решения арбитражного суда первой инстанции по делу о привлечении к административной ответственности в зависимости от размера назначенного штрафа в качестве административного наказания.
Если размер штрафа для юридических лиц не превышает ста тысяч рублей, а для индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, — пяти тысяч рублей, то имеется возможность подачи жалобы только в арбитражный суд апелляционной инстанции, который принимает окончательное постановление. Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационную судебную инстанцию, но не иначе как по так называемым безусловным основаниям для его отмены (незаконный состав суда, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в нем лиц, не извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, нарушение правил о языке судопроизводства, принятие постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, наличие неподписанного судебного постановления либо его подписали судьи, которые не принимали участие в судебном разбирательстве, нарушение правил о тайне совещательной комнаты).
Если размер назначенного арбитражным судом штрафа превышает указанные выше величины применительно к тому или иному субъекту административной ответственности, то судебное решение может быть предметом и кассационной проверки в общеустановленном порядке (ст. 181 АПК).
В КоАПе предусмотрена возможность опротестования принятого решения прокурором (гл. 30 КоАП), однако подобные возможности в АПК не предусмотрены, а потому исключаются.
Выдача исполнительного листа по делам о привлечении субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности к административной ответственности арбитражным процессуальным законом не предусмотрена. Основанием для осуществления деятельности по принудительному исполнению судебного решения, вступившего в законную силу, является само судебное решение.
Вероятно такое отступление от общего правила вызвано множеством атрибутов банковских реквизитов, указываемых в решении арбитражного суда для зачисления штрафа, перенос которых из одного документа в другой чреват появлением погрешностей, препятствующих надлежащему и своевременному исполнению принятого судебного решения.
5. Копии судебного решения направляются лицам, участвующим в деле, в трехдневный срок со дня принятия. Если судебное решение оглашено в резолютивной части, то днем его принятия признается тот день, когда оно изготовлено в полном объеме.
Арбитражным процессуальным законом предусмотрена возможность направления копии судебного решения не только в адрес заявителя, но и вышестоящего в порядке подчиненности административного органа.
Указанная возможность особенно полезна в тех случаях, когда административные органы допускают повторяющиеся, тиражируемые ошибки в своей деятельности, бессмысленные по результату, вредные для субъектов предпринимательства, создающие неоправданные обременения для самого арбитражного суда. Доведение до вышестоящего органа информации, содержащейся в копии судебного решения, позволяет обсудить выявленные арбитражным судом проблемы во всей вертикали административных органов, принять своевременные меры для их коррекции.
Задайте свой вопрос