Юридическая горячая линия

Запись на прием по телефону!

консультация

Задайте свой вопрос


консультация

Задайте свой вопрос

Статья 191. АПК РФ. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии (далее в настоящей главе — нормативный правовой акт) рассматриваются Судом по интеллектуальным правам по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого оспариваемого акта недействующим.


Комментарии к ст. 191 АПК РФ


1. Споры о законности нормативно-правовых актов составляют самостоятельную категорию арбитражных дел, которые рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, т.е. в порядке административного судопроизводства. Процедура рассмотрения данной категории споров обладает определенной спецификой, вызванной особенностями предмета судебного разбирательства и судебной защиты.

Дела об оспаривании нормативно-правовых актов носят исключительно публично-правовой характер, где отсутствует гражданско-правовой спор, предметом судебного разбирательства является правовой конфликт (спор) в сфере нормотворчества. Разрешая этот конфликт, арбитражный суд оценивает соответствие спорного нормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также проверяет наличие соответствующих полномочий у органа (должностного лица), принявшего спорный акт. Предметом судебной защиты по этим делам является законный интерес заявителя, заключающийся в том, чтобы предотвратить или прекратить действие спорного нормативного акта и тем самым оградить себя от неблагоприятных последствий такого действия.

В этой связи при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов общие правила искового производства применяются с ограничениями, установленными гл. 22 — 23 настоящего Кодекса. В данном случае не действует ряд институтов искового производства (обеспечение иска, отказ от иска, мировое соглашение и др.), обладает спецификой процедура судебного разбирательства и вынесения решения, а также порядок пересмотра судебного решения и т.д. (см. комментарий к ст. 195 АПК).

2. Основанием для возбуждения производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является обращение заинтересованного лица с требованием о признании спорного акта недействующим. Обращение в соответствии с ч. 4 ст. 4 и ч. 2 ст. 191 АПК осуществляется в форме заявления.

3. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, долгое время подлежали рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд был прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.

К подведомственности арбитражных судов отнесена проверка законности нормативных правовых актов, регулирующих отношения в тех сферах, которые указаны в п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ (см. комментарий к ст. 29 АПК РФ). При этом следует иметь в виду, что приведенный в АПК перечень не является исчерпывающим и федеральным законом к компетенции арбитражных судов может быть отнесена проверка нормативных правовых актов в иных сферах. Так, в соответствии со ст. 36 Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» в арбитражный суд могут быть оспорены нормативные правовые акты Правительства РФ, принятые по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 854.

Задайте вопрос юристу эксперту.

Задать вопрос юристу онлайн

Анонимно! Информация о Вас конфиденциальна.

Быстро! Вы получите помощь в самые короткие сроки

консультация

Задайте свой вопрос